Дом для человека: девять инновационных мыслей Юхани Палласмаа

Один из наиболее выдающихся теоретиков архитектуры современности живет в Финляндии, откуда мы теперь так любим перенимать традиции деревянного строительства. Его зовут Юхани Палласмаа. Ему 77 лет, он автор десятков статей и книг о том, как нужно строить дома и почему большинство современных зданий никуда не годятся. Mesto.ru представляет самые взрывные идеи профессора Палласмаа.

Господин Палласмаа преподавал во многих архитектурных университетах мира, в том числе в университете штата Вирджиния, в Университете Вашингтона, в университетах штата Северная Каролина, Университете Тронхейма (Норвегия), в Стамбульском техническом университете и др.

Недавно он выступил в России – в Европейском университете в Санкт-Петербурге. Он много занимается реконструкцией и освещением помещений, а в этом году даже выпустил научно-популярную книгу «Мыслящая рука: архитектура и экзистенциальная мудрость бытия». На русском издание вышло благодаря московской школе МАРШ. Книга получилась творческой, яркой и, по выражению экспертов, нужная не только в архитектуре, но и в жизни.

«Философская, эмоциональная книга, обладающая (что необычно для книг по теории архитектуры) чрезвычайной ясностью – словно здание, полностью выполненное из стекла», - написала про нее The Guardian.

Итак, что думает Палласмаа о том, что строится вокруг нас сейчас?

Мысль 1. Мы стали строить дома, к которым ничего не чувствуем

"Почему так мало современных зданий затрагивают наши чувства, когда почти каждый безвестный дом в старом городе или наименее претенциозная фермерская постройка даёт нам чувство знакомости и приятности? Почему это каменный фундамент, который мы нашли на заросшем пустыре, сломанный сарай или заброшенный эллинг могут возбудить наше воображение, тогда как наши собственные дома, кажется, удушают и подавляют наши грёзы? Современные нам здания могут вызвать наше любопытство своей смелостью или изобретательностью, но они едва ли дают нам какое-то ощущение смысла нашего мира или нашего собственного существования."

Мысль 2. Архитектура стала отвлеченным ремеслом, хотя должна быть связана тесно с человеком

"Архитектура дистанцировалась от прочих чувственных сфер и стала чисто окулярной формой искусства … Как проектировщики и как обитатели мы предъявляем разные требования к жилищу. В роли архитекторов мы стремимся к тщательно артикулированной и хронологически одномерной среде, в то время как мы же – обитатели предпочитаем более многоплановую, неопределённую и эстетически менее стерильную среду."

 

Мысль 3. Современные дома эффектны, но эта эффектность чужда человеку

"Сосредоточенная на визуальной образности и оторванная от социальных и контекстуальных размышлений, превозносимая архитектура нашего времени, а вместе с нею и реклама, - которая тщится убедить нас в её гениальности, - слишком часто отдают самодовольством и всевластием… Архитектурные проекты наших дней часто нахальны и высокомерны, а век наш, похоже, утратил такую архитектурную добродетель, как нейтральность, сдержанность и скромность… Может показаться, что дом построен для практических целей, но на самом деле это метафизический инструмент, мифическое орудие, с помощью которого мы пытаемся внести отблеск вечности в наше бренное существование".

Мысль 4. Мы заменили очаг телевизорами и компьютерами, но счастья нам это не прибавило

"Самоочевидна значимость для чувства дома очага или печи… В современном доме функции очага узурпированы телевизором. И тот, и другой, на первый взгляд, являются фокусами социального собирания и индивидуального сосредоточения, но качественная разница всё же решающая".

 

Мысль 5. Человек воспринимает архитектуру здания в комплексе с окружающим миром, со всей атмосферой, а проектируются здания часто без учета этой атмосферы

"Архитектура обычно рассматривается в терминах пространства, формы и структуры, как если бы ее восприятие сводилось к тому, что оказывается в центре внимания. При таком подходе, мало внимания уделяется важности общего периферийного восприятия.  Между тем, мы обладаем удивительной способностью неосознанно охватить и прочувствовать атмосферу ландшафта, города, места или пространства. Даже континенты и географические зоны обладают собственной неповторимой атмосферой. Сфокусированное зрение делает нас внешними наблюдателями, в то время как периферийный взгляд позволяет нам включиться в среду и стать ее участниками."

Мысль 6. Каждый отдельный дом должен делаться под каждого человека

"Истинный архитектор вообще не проектирует для клиента как чего-то «внешнего» по отношению к нему самому. Он  «овнутряет» клиента, - как, впрочем, все физические и логические параметры, - и проектирует для него ...Архитектурный замысел возникает из данных условий, но он всегда устремлён к идеалу. Так что потеря идеального измерения жизни подразумевает исчезновение архитектуры".

Мысль 7. Архитектура – это материя и энергия

"Архитектор должен быть социально ответственным, он должен вернуться  к архитектуре более примитивной, в том смысле, что она должна быть адресована самым фундаментальным человеческим потребностям, экономить на экспрессии и опосредовать отношения человека с миром, быть адаптированной к циклическим процессам в природе и как материя, и как энергия. Архитектура должна быть экологичной, она должна вписываться в атмосферу окружающего мира.

Мысль 8. Архитектура должна заботиться об образе жилища

"Главное содержание социальной ответственности архитектора заключается  в воссоединении архитектуры, любой, с «жизненным миром» человека, от которого она отчуждена сегодня господствующими не только нарциссическими, но и циническими, и некрофилическими настроениями и мирочувствием."

Мысль 9. Мы воспринимаем архитектуру шестым чувством

Восприятие атмосферы можно назвать “шестым чувством”. .. Общая атмосфера - это объединяющая характеристика архитектуры, и в ней существуют архитекторы и художники, творения которых основываются в своем воздействии, в большей степени, на всеобъемлющей среде и тактильности, чем на точных и сфокусированных формальных качествах. Для такой “атмосферной” архитектуры характерно обостренное чувство материальности, текстуры, ритма, цвета и освещенности.

Реклама

Читайте также

Жилищный рынок Москвы заполонили китайцы - Фото

Жилищный рынок Москвы заполонили китайцы

За последние два года количество покупателей из Китая на московском рынке вторичного жилья выросло в 3 раза. Наибольшим спросом среди китайцев пользуются элитные квартиры в центре и на юго-западе столицы. Обычно они покупают жилье не для личного проживания, а с инвестиционными намерениями, сообщает  «ИНКОМ-Недвижимость».

В Амстердаме возведут плавучий жилой комплекс - Фото

В Амстердаме возведут плавучий жилой комплекс

В Амстердаме планируется выстроить на воде жилой комплекс с энергоэффективными квартирами, плавучими садами, яхт-школой и причалами. Проект реализуют на озере Эй, расположенном на востоке нидерландской столицы, сообщает «Лента.ру» со ссылкой на публикацию Inhabitat.

Реклама