Дома шагают: опыт и технология перемещения зданий

Развитие современных городов невозможно без развития транспортной инфраструктуры. Рост количества автомобилей на улицах требует строительства новых магистралей и расширения уже существующих дорог. Снос исторических домов под запретом, поэтому строителям и инженерам приходится идти на различные ухищрения, в том числе на перенос зданий.

Движущиеся церкви и колокольни

Первое зафиксированное в хрониках передвижение капитального строения произошло в середине XV века, когда итальянский архитектор Аристотель Фиораванти (тот самый, который позже построил Успенский собор в Кремле) сдвинул на десять метров колокольню болонской церкви Святого Марка.

На это у Фиораванти ушло 10 дней - дело-то нешуточное сдвинуть махину весом в тысячу тонн, да не просто сдвинуть, но целой и невредимой поставить на новое место. Успешно провести операцию помогли деревянные платформы и брусья, которыми обнесли сооружение, чтобы ни один колокол не пострадал. Впрочем, на этом успехи итальянского архитектора по передвижению зданий заканчиваются: в Венеции при аналогичных работах башня церкви святого Ангела обрушилась. Так Аристотель Фиораванти решил покинуть родину и принять приглашение Ивана Третьего продолжить свою карьеру в России.

Следующий случай передвижки строения также связан с церковью, но относится уже к XIX веку. Тогда в городке Моршанске, что в Тамбовской губернии, решено было возвести новую каменную церковь на месте старой деревянной, но сносить действующую у жителей рука никак не поднималась. Решить проблему взялся простой крепостной Дмитрий Петров. Церковь стянули болтами и канатами, поместили с помощью рычагов на деревянные катки и передвинули на нужное место. Самое удивительное в этой истории то, что в храме в тот момент на Всенощной находились люди, которые были весьма удивлены, выйдя на крыльцо в непривычном месте.

Дома встали ...и уплыли

Массовое передвижение домов на новое место началось в США во второй половине XIX века и связано было с ростом цен на земельные участки в городах и строительством железных дорог. В 1870 году даже появилась фирма, специализирующаяся исключительная на переносе каменных зданий.

Технология окончательно закрепилась за американцами, и когда в Москве в 1898 году потребовалось перенести двухэтажное здание на Каланчевской (Комсомольской) площади, то строители обратились к опыту США. Всеми работами руководил инженер Федорович. Дом стянули металлическими обручами, под него подвели металлические балки и срезали с фундамента, а затем перевезли на вагонных осях на нужное место.

А в США тем временем количество передвинутых зданий, как малых, так и высотных, исчислялось уже сотнями. При этом, как правило, жильцов не выселяли, а служащие в конторах не переставили работать. Дело было поставлено на конвейер. В то время можно было наблюдать удивительные картины: например, в штате Делавэр на новое место по реке сплавляли целый поселок из трехэтажных домов.

Строим новую Москву

Потребность в массовом передвижении зданий в России назрела в 1930-х годах, когда появился новый генплан реконструкции столицы. Требовалось проложить через центр Москвы новые улицы, расширить улицу Горького, переносить трамвайные пути - словом, перед советскими инженерами ставились весьма амбициозные задачи.

Первым успехом стало перемещение Г-образного здания на улице Осипенко. Для этого строение с помощью отбойных молотков поделили надвое, и одну половину сдвинули на нужное место по рельсам с помощью 27 электродомкратов.

Постепенно переносили и другие здания, решая в первую очередь утилитарные задачи, но благодаря отработанной технологии удалось спасти с десяток архитектурных шедевров. С 1936 года существовал Трест по передвижке и разборке зданий.

Само собой, не обходилось без рекордов. Так, в 1939 году было передвинуто Саввинское подворье, весившее 23 тысячи тонн. На тот момент самым тяжелым перемещенным строением в США было здание весом всего лишь 11 тонн.

Рекорд по скорости передвижения принадлежит зданию Моссовета, которое оказалось на нужном месте всего за 40 минут, при этом все коммуникации действовали, и работа в нем ни на минуту не прекращалась.

Самым сложным проектом стало, пожалуй, перемещение дома Нарышкина, в котором располагалась глазная больница: здание повернули почти на 100 градусов, затем прокатили 100 метров и надвинули на цокольный этаж!

После войны в СССР перенос строений стал редкостью, а в современной России для исторических зданий на лакомых участках и вовсе стали более применимы технологии "риэлторского поджога", нежели дорогостостоящего перемещения.

Сегодня: как и за сколько

Тем временем в Японии, США, Швейцарии услуги компаний по релокации зданий пользуются большим спросом, а технологии переноса домов все время совершенствуются. Телеканал "Дискавери" даже запустил цикл передач о наиболее интересных проектах. В России, конечно, тоже существуют фирмы по передвижке дачных домиков и бань, дело нужное, но, разумеется, сравнивать это с масштабными работами советских инженеров никто не берется.

На сегодняшний день перенос домов - технология полностью отработанная. Перемещение зданий проходит в несколько этапов:

1. Подготовительные работы. Для начала уточняются размер, масса и план здания. Параллельно исследуется несущая способность грунта по траектории движения строения.

2. Посадка дома на пути. Здание укрепляют опорной рамой, а затем с помощью алмазных или гибких цепных пил срезают по линии между подвалом и фундаментом. Затем подвал заливают бетоном и устанавливают рельсы и шпалы (реже используются платформы на колесах). После этого устанавливаются ходовые балки и опоры, на которых дом и совершит перемещение. Посадка дома на пути - самый сложный элемент операции, от правильности ее проведения зависит сохранность строения. Сегодня это делается с помощью домкратов, работа которых синхронизируется компьютерами.

3. Релокация. Осуществляется либо подтягиванием с помощью полиспастов и электролебедок, либо толканием с использованием гидравлических домкратов. Дом устанавливается на подготовленную основу, участки путей при этом не убирают, а замуровывают в фундамент. Иногда здание сложной формы перед перемещением разрезается и переносится уже по частям.

Зачастую решение вопроса сноса или перемещения здания зависит от экономической целесообразности. Как отмечают специалисты, чем выше здание, тем дешевле (конечно, относительно) будет стоить его релокация. Перенос на новое место четырехтажного здания обойдется в половину его стоимости, а, к примеру, шестиэтажного - уже всего лишь в пятую часть от его цены.

Реклама

Читайте также

В Москве к 2020 году появится более 40 новых поликлиник - Фото

В Москве к 2020 году появится более 40 новых поликлиник

Столичные власти намерены к 2020 году за счет городского бюджета возвести и сдать в эксплуатацию 42 поликлиники, сообщает РИА Недвижимость со ссылкой на пресс-службу стройкомплекса Москвы.

Москвичи стали чаще менять квартиры на загородное жилье - Фото

Москвичи стали чаще менять квартиры на загородное жилье

По наблюдениям риелторов, в последнее время активизировался отток жителей столицы из мегаполиса. Москвичи продают свои квартиры, которые являются единственным жильем, и переезжают за город.

Реклама