Философия разных носков: история архитектора, который ненавидел стандарты

Дома Фриденсрайха  Хундертвассера все видели хотя бы однажды – и никогда не смогут забыть их психоделический, дикий по сочетанию цветов и форм облик, который притягателен, как хороший сон о детстве. Mesto.ru рассказывает о человеке, который служил философии разных носков и всегда строил разные дома.

Причем тут разные носки, спросите вы? Известный на весь мир художник, дизайнер и архитектор, высокооплачиваемый профессионал Фриденсрайх  Хундертвассер выходил на публику в одеянии некого хиппи-барда и всегда носил носки разного цвета и длины.

- Почему у вас носки разные? – спросил его однажды придирчивый журналист

- А, собственно, почему у вас они одинаковые? – парировал Хундертвассер, не видевший смысла надевать на ноги нечто черно-серое и однообразное.

В этом – весь он, гениальный, неповторимый, милый, отрешенный архитектор, который создал самые «дружественные» человеку дома в мире. Любимым его созданием была улитка, которая поражала его своим единением с собственным домом. Любимым образом было окно и спираль – поэтому в его домах окна всегда четко очерчены, а в дизайне домов много спиральных непрерывных линий.

«Правильный дом должен состоять именно из окон, но никак не из стен», - заявлял он и «дырявил» окнами дома, подчеркивая их «окрасом» внешней отделки.

«Симметричность и правильность линий, стандартная, типовая архитектура – это архитектура концлагерей», - верил Хундертвассер, и знал, о чем говорил: почти все его родные по линии матери погибли во время фашистского режима.

Он родился в 1928 году Вене в семье австрийца и еврейки. Имя при рождении - Фридрих Штовассер. Когда мальчику был всего год, внезапно умер от болезни его отец-офицер, и матери пришлось воспитывать единственного ребенка самой. Началась война, и все ближайшие родные Фридриха попали в концлагеря или погибли в гетто. Мать будущего архитектора, опасаясь за жизнь сына, настояла на его крещении в католическом храме.

Свой псевдоним художник образовал, переведя на немецкий первую часть своей фамилии, которая похожа на славянское слово (Сто — Hundert). Придуманное им для себя имя — переделка его первого имени Фридрих (в переводе на современный немецкий язык Фриденсрайх дословно означает «богатый миром»).

Когда ему было двадцать, он поступил в Венскую академию изящных искусств, но задержался там лишь на несколько месяцев.  Своим учителем он считал Эгона Шиле – художника, яркого представителя экспрессионизма, умершего в возрасте 28 лет.

Свою архитектурную концепцию он изложил в нескольких манифестах и воплотил во множестве проектов.  Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит (не говоря уже о внутренности дома). Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур — унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема.

Его Идеальный Дом — это безопасная уютная нора, которую сверху покрывает трава, но нора со множеством окон-глаз. В Новой Зеландии он построил такой дом, где крыша переходит по бокам в холм. На ней растёт трава, которую иногда приходят пощипать бараны.

Добрая половина Вены безоговорочно гордится им, вторая половина негодует, считая, что он нарушает выработанный годами строгий стиль имперской архитектуру и позорит элегантную Вену своими разноцветными пряничными зданиями, смахивающими на жилища гномов. Возможно, поэтому великий архитектор часто уезжал из родной страны и большую часть своих проектов реализовал за рубежом.

Однако самый известный его дом находится именно в Вене – он носит его имя. «Обычный» многоквартирный дом стал самым известным из современных строений Вены. Здесь нет одинаковых окон, балконов, прямых линий и спокойных цветов. Деревья и кусты посажены прямо в стенах дома. Такие « зеленые квартиросъёмщики» не случайны: Хундертвассера занимала экология, и он считал, что предоставить деревьям и траве место в доме и на нём — хоть какая-то компенсация за урон, который индустриальное общество наносит природе.

Однажды в Хундертвассер устроил в Гамбурге перформанс с непрерывной линией. Пока зрители толпились в помещении, ожидая представления, Хундертвассер, ползая буквально под ногами у них, начал вести свою линию, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, Базон Брох и Харальд Шульт непрерывно рисовали линию на стенах — сначала черным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество.  Наконец, власти потребовали прекратить этот вандализм.

Хундертвассер сетовал, что ему не дали завершить задуманное и добраться до точки в центре потолка, где бы линия-спираль нашла свое завершение. В знак протеста художник отказался от должности доцента в Высшей школе искусства на Lerchenfeld и покинул Гамбург.

В общей сложности с 1980 по 2000 год архитектором было создано около 36 значимых проектов, некоторые из них реализованы уже после его смерти. Помимо архитектуры он оформлял плакаты, фасады и автомобильные номера, писал картины, разрабатывал образы государственных монет и флагов, а также преподавал в школах и академиях искусств.
Самые знаменитые творения Хундертвассера - оформление фасада зернохранилища Mierka – в Австрии, мусоросжигательный завод в Японии, редизайн фасада Церкви Св. Варвары в Австрии и детский центр во Франкфурте-Хеддернхайме  в Германии.

Умер Хундертвассер в возрасте 71 года в 2000 году. В Новой Зеландии – самой зеленой стране в мире. Его философия хотя и не переменило в корне представление об архитектуре в мире, однако изменила главное: нет необходимости строить одинаковые дома скучных цветов. Даже в России стали появляться современные жилые дома, которые хотя и построены по типовым проектам, зато раскрашены в ярких цветах и заветах Хундертвассера. Таков, например, новый жилой комплекс в подмосковном Раменском.

Реклама

Читайте также

Названы самые доступные для аренды жилья города Подмосковья - Фото

Названы самые доступные для аренды жилья города Подмосковья

С начала года аренда жилья подешевела во всех городах среднего пояса Московской области. Наиболее существенным снижение оказалось в городах, где аренда недвижимости традиционно обходится дороже — в Пушкино, Жуковском и Щелково, сообщает федеральный портал «Мир Квартир».

Дольщики вложили в строительство домов в Москве сумму, эквивалентную 16 МЦК - Фото

Дольщики вложили в строительство домов в Москве сумму, эквивалентную 16 МЦК

В столице за последние шесть лет в долевое строительство вложено 1,6 триллиона рублей средств соинвесторов. Глава Москомстройинвеста Константин Тимофеев заявил, что этой суммы было бы достаточно для строительства 16 Московских центральных колец (МЦК), передает РИА Новости. Также на 1,6 триллиона рублей можно возвести два комплекса «Москва-Сити».

Реклама