На профессиональных архитектурных выставках и конкурсах до сих пор существует направление так называемой «бумажной архитектуры». Здесь художники и архитекторы представляют проекты, которые заведомо не выполнимы в существующем строительном материале. Mesto.ru выяснял, зачем нужно искусство утопии в современной реальности.


Ироничное название «Бумажная архитектура» эта область изобразительного искусства получила давно, еще в XVIII веке. Живший в Риме Джованни Батисто Пиранези за свою жизнь  построил только одно здание, но зато создал огромные серии гравюр с изображениями римской, а также им придуманной небывалой архитектуры.


Фактически, это была свободная, ничем не ограниченная «бумажная фантазия автора. Он рисовал здания, которые заведомо было нельзя построить. Однако своими безумными идеями он оказал значительное влияние на развитие архитектуры.


Строить дома на бумаге или делать их макеты из нее после Пиранези стало модным увлечением. Французские архитекторы  Парижской Академии архитектуры ввели ежегодный конкурс таких проектов, с любопытством следя, куда в следующий раз заведет неограниченная ничем фантазия автора.


Любопытно, что некоторые «бумажные архитекторы», в частности, французы Л. Булле, К.-Н. Леду придумали идеи, которые для их времени были невыполнимыми, однако спустя пару десятилетий, преобразовавшись, вылились в так называемый стиль александровского классицизма. Именно в этом стиле были строены большинство зданий  в Петербурге начала XIX в…


В советское время с его довольно ограниченной в фантазии архитектурой утопии на бумаге стали не только модными – это была единственная возможность художнику и архитектору выразить себя.  Представители «бумажной архитектуры» создавали на бумаге утопические проекты городов будущего, стремясь парадоксальными, фантастическими идеями вывести архитектурное проектирование из тупика функционализма и стандартного прагматического мышления.


Это был некий жанр «ироничной архитектуры». В условиях тоталитарного государства, получившие хорошую академическую подготовку и не находившие применения своим способностям, зодчие рисовали абсурдные композиции в духе официального «социалистического реализма», доводя идеи коммунистического пафоса, гигантомании до гротеска. Они откровенно потешались над искренним стремлением своих предшественников осчастливить человечество «грандиозными проектами счастливого завтра».


Энтузиасты, среди них Юрий Аввакумов, Михаил Белов, Александр Бродский, Тотан Кузембаев, Илья Уткин, Михаил Филиппов и другие, придумывали свой архитектурный мир.


Такие проекты высоко ценились зарубежными профессиональными обществами. Они получали награды японских архитектурных журналов и французских выставок. Наконец, сегодня соревнования в «бумажной архитектуре» стали своего рода конкурсами инновационных стартапов для архитекторов.

Художники, фантазируя, придумывают нереальные дома, а инженеры вынуждены изгаляться и искать способ того, как эти дома можно построить. В сущности же мы получаем процесс, благодаря которому архитектура уходит от стандартных «коробок» и стремится к тому, чтобы удивлять людей и радовать глаз.  Это некий прыжок фантазии в будущее, которое, вероятно, совсем не за горами.

Реклама

Читайте также

«Счастливые дни» в «Архимеде-2»: квартиры с выгодой до 520 000 рублей - Фото

«Счастливые дни» в «Архимеде-2»: квартиры с выгодой до 520 000 рублей

Только до 22 января квартиры  в ЖК «Архимед-2» предлагаются с новогодней скидкой до 12%! Успейте воспользоваться  условиями действующей акции, чтобы приобрести жильё с максимальной выгодой и сэкономить до 520 000 рублей! Количество квартир по акции ограничено.

К музею Чайковского пристроят культурный центр Ростроповича и Вишневской - Фото

К музею Чайковского пристроят культурный центр Ростроповича и Вишневской

На территории музея «П.И. Чайковский и Москва» появится Центр культурного и исторического наследия Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу Главгосэкспертизы России.

Реклама