Современные офисы: мы здесь живем

Офисная недвижимость в России претерпевает изменения, говорят аналитики. По данным экспертов, в обеих столицах сокращаются объемы арендуемых площадей, однако одновременно клиенты стремятся надолго осесть на одном месте и сделать свой офис стильным, узнаваемым и удобным, чтобы в нем «жить». О тенденциях офисной недвижимости в обзоре Mesto.ru

Чтобы составить более или менее четкую картину о том, что из себя представляет рынок офисной недвижимости в Москве и Санкт-Петербурге, мы опросили нескольких экспертов и изучили последние аналитические данные по вопросу. И вот какие тенденции обозначились:

1.    Арендаторы боятся переездов

Компании не особо стремятся найти офис «получше», даже если это будет более дешевым решением. В последнее время все отчетливее закрепилась тенденция оседлости бизнеса. Во-первых, так проще клиентам (переезд почти в 100% случаев неудобен для них – особенно если компания работает с населением). Во-вторых, это оказывается проще для компании – нет необходимости обустраиваться на новом месте.

«В 2014 г. спрос на офисные помещения сохранится на уровне 2013 г. Арендаторы по-прежнему будут с осторожностью принимать решение о переезде офиса, отдавая предпочтение продлению договоров аренды. Решение о переезде офиса будет приниматься только в случае невозможности остаться на текущем месте либо с целью улучшить качество помещения, при условии сохранения бюджета аренды. При этом соотношение спроса на офисные помещения и уровня нового строительства показывает, что доля свободных площадей в 2014 г. увеличится. В зданиях класса А уровень вакантных помещений может вырасти до 25%», - говорит Вера Зименкова, директор по работе с корпоративными клиентами Colliers International.


2.    Живем кучно

Аналитики CBRE заявляют, что наиболее востребованными стали офисы класса «В» и «В+» (то есть качественные, но не дорогие).  На их долю пришлось 77% аренды – а вот из офисов дорогого сегмента компании начинают уходить. Кроме того, эксперты отмечают, что арендаторы больше всего любят довольно крупные блоки офисов – до 500 кв. м (52% от общего количества заключенных сделок) и от 501 кв. м до 1 000 кв. м (28%). При этом особенно популярны становятся открытые офисные залы по «американскому» типу – когда каждый сотрудник имеет небольшое собственное пространство, отгороженное легкими перегородками, и одновременно чувствуется его вовлеченность в коллектив – все на виду.

3.    Вакантных площадей становится больше

Арендаторы и покупатели офисной недвижимости перешли на консервативную политику и отказываются от лишних площадей. По данным аналитиков компании Praedium, за 2013 год доля свободных площадей увеличилась до 13% (в 2012 она была на уровне 8%). За год произошло сделок на 620 тысяч «квадратов» - это самый низкий показатель спроса на офисную недвижимость за последние три года.

«Для сравнения, в 2011 году было заключено сделок на 1 125 000 кв.м, в 2012 году – 900 000 кв.м. Очевидно, что на рынке офисной недвижимости закрепился тренд на снижение спроса. Подкрепление данного негативного тренда происходило в течение года на фоне ухудшения макроэкономической ситуации в стране и ухудшения прогнозов относительно плановых показателей роста российской экономики в 2014 году», - говорят в  Praedium.

4.    Уход из центра в сегмент ТТК-МКАД

Эту тенденцию отмечают аналитики инвестфонда STONE HEDGE, который занимается возведением объектов коммерческой недвижимости. По их данным, бизнес-комплексы, расположенные в центре Москвы, перестают быть предметом исключительной любви компаний, которые могут себе позволить не базироваться в двух шагах от Кремля. Сейчас становятся наиболее популярными офисы, расположенные в сегменте между Третьим транспортным кольцом и МКАД. Эти БЦ обладают хорошей транспортной доступностью и не настолько дороги, кроме того, рядом с ними, как правило, проще найти парковку (в центре Москвы мало парковочных пространств и недавно все парковки стали платными).

5.    Большая часть пригородных БЦ обслуживает Москву

Тренд на перелокацию бизнес-центров из Москвы в Подмосковье формировался несколько лет, но в 2013 году он приобрел устойчивые очертания. Есть тенденция к тому, что он продолжится и в 2014 году. С развитием дорожно-транспортной инфраструктуры, спрос московских компаний на крупные подмосковные офисные центры будет усиливаться.

По мнению аналитиков УК Clever Estate, создание федеральных трасс в Подмосковье – это единственный ключевой импульс, который дает развитие этому типу коммерческой недвижимости. В то время, как строительство многоквартирных жилых домов, продвижение новостроек вглубь Московской области, и как следствие, увеличение автомобильного трафика, не только не усилит, но и существенно затормозит его развитие.

6.    Офисы становятся имиджевыми
Современные застройщики стремятся сделать свои проекты концептуально интересными и архитектурно оригинальными.  По мнению Натальи Сусловой, генерального директора коммуникационного агентства «Репутация», в Москве и Петербурге можно даже выделить несколько групп, в каждой из которых будут свои причины инвестировать в красивый и удобный офис.

«Первая группа – это компании, работающие с крупными клиентами, в данном случае офис – это «лицо» компании, и самое пристальное внимание обращается на «клиентские» зоны… Например, в vip-офисе банка Siab в переговорных использованы стекла, которые могут менять степень затемнения, это позволяет создать нужную степень комфорта для каждого клиента. Для технологических компаний важно, чтобы офис соответствовал их «степени продвинутости».

Вторая группа – это компании, для которых основной ресурс – интеллект сотрудников. В первую очередь, это IT- компании, а также различные консалтинговые бизнесы. Поскольку на работе мы проводим треть своей взрослой сознательной жизни, и у многих офис – это второй дом, такие компании стремятся создать максимально комфортную для работы атмосферу. То есть их прямая цель – сделать так, чтобы сотрудник не отвлекался на «бытовые мелочи», а был максимально сосредоточен на работе. При этом, сотруднику должно быть комфортно в офисе. Примеров таких офисов достаточно много: офис «Яндекса» в БЦ «Бенуа», офис «Вконтакте» в Доме Зингера, офис Flexy Task в БЦ «Сенатор» и пр.».

Реклама

Читайте также

Группа компаний «Рассвет» расширяет активы на рынке недвижимости в Московском регионе - Фото

Группа компаний «Рассвет» расширяет активы на рынке недвижимости в Московском регионе

Группа Компаний «КВС» передала права на реализацию жилого микрорайона «Пушкарь» Группе Компаний «Рассвет». Данное решение было принято в рамках инвестиционной стратегии ГК «КВС», направленной на развитие крупнейших активов и носит запланированный характер. Девелопер намерен сосредоточить внимание на проектах в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

В 1 очереди жилого комплекса «Царская площадь» завершены монолитные работы - Фото

В 1 очереди жилого комплекса «Царская площадь» завершены монолитные работы

Компании MR Group и Coalco сообщают о завершении монолитных работ в первой очереди жилого комплекса «Царская площадь», который расположен в 5 мин. от м. «Динамо». Сейчас в корпусах «Александровский» и «Екатерининский» выполняется устройство внутренних перегородок и наружных стен из ячеистого бетона, монтаж внутренних инженерных систем и наружных сетей, ведутся отделочные работы технических помещений и фитнес-клуба.

Реклама