Современные офисы: мы здесь живем

Офисная недвижимость в России претерпевает изменения, говорят аналитики. По данным экспертов, в обеих столицах сокращаются объемы арендуемых площадей, однако одновременно клиенты стремятся надолго осесть на одном месте и сделать свой офис стильным, узнаваемым и удобным, чтобы в нем «жить». О тенденциях офисной недвижимости в обзоре Mesto.ru

Чтобы составить более или менее четкую картину о том, что из себя представляет рынок офисной недвижимости в Москве и Санкт-Петербурге, мы опросили нескольких экспертов и изучили последние аналитические данные по вопросу. И вот какие тенденции обозначились:

1.    Арендаторы боятся переездов

Компании не особо стремятся найти офис «получше», даже если это будет более дешевым решением. В последнее время все отчетливее закрепилась тенденция оседлости бизнеса. Во-первых, так проще клиентам (переезд почти в 100% случаев неудобен для них – особенно если компания работает с населением). Во-вторых, это оказывается проще для компании – нет необходимости обустраиваться на новом месте.

«В 2014 г. спрос на офисные помещения сохранится на уровне 2013 г. Арендаторы по-прежнему будут с осторожностью принимать решение о переезде офиса, отдавая предпочтение продлению договоров аренды. Решение о переезде офиса будет приниматься только в случае невозможности остаться на текущем месте либо с целью улучшить качество помещения, при условии сохранения бюджета аренды. При этом соотношение спроса на офисные помещения и уровня нового строительства показывает, что доля свободных площадей в 2014 г. увеличится. В зданиях класса А уровень вакантных помещений может вырасти до 25%», - говорит Вера Зименкова, директор по работе с корпоративными клиентами Colliers International.


2.    Живем кучно

Аналитики CBRE заявляют, что наиболее востребованными стали офисы класса «В» и «В+» (то есть качественные, но не дорогие).  На их долю пришлось 77% аренды – а вот из офисов дорогого сегмента компании начинают уходить. Кроме того, эксперты отмечают, что арендаторы больше всего любят довольно крупные блоки офисов – до 500 кв. м (52% от общего количества заключенных сделок) и от 501 кв. м до 1 000 кв. м (28%). При этом особенно популярны становятся открытые офисные залы по «американскому» типу – когда каждый сотрудник имеет небольшое собственное пространство, отгороженное легкими перегородками, и одновременно чувствуется его вовлеченность в коллектив – все на виду.

3.    Вакантных площадей становится больше

Арендаторы и покупатели офисной недвижимости перешли на консервативную политику и отказываются от лишних площадей. По данным аналитиков компании Praedium, за 2013 год доля свободных площадей увеличилась до 13% (в 2012 она была на уровне 8%). За год произошло сделок на 620 тысяч «квадратов» - это самый низкий показатель спроса на офисную недвижимость за последние три года.

«Для сравнения, в 2011 году было заключено сделок на 1 125 000 кв.м, в 2012 году – 900 000 кв.м. Очевидно, что на рынке офисной недвижимости закрепился тренд на снижение спроса. Подкрепление данного негативного тренда происходило в течение года на фоне ухудшения макроэкономической ситуации в стране и ухудшения прогнозов относительно плановых показателей роста российской экономики в 2014 году», - говорят в  Praedium.

4.    Уход из центра в сегмент ТТК-МКАД

Эту тенденцию отмечают аналитики инвестфонда STONE HEDGE, который занимается возведением объектов коммерческой недвижимости. По их данным, бизнес-комплексы, расположенные в центре Москвы, перестают быть предметом исключительной любви компаний, которые могут себе позволить не базироваться в двух шагах от Кремля. Сейчас становятся наиболее популярными офисы, расположенные в сегменте между Третьим транспортным кольцом и МКАД. Эти БЦ обладают хорошей транспортной доступностью и не настолько дороги, кроме того, рядом с ними, как правило, проще найти парковку (в центре Москвы мало парковочных пространств и недавно все парковки стали платными).

5.    Большая часть пригородных БЦ обслуживает Москву

Тренд на перелокацию бизнес-центров из Москвы в Подмосковье формировался несколько лет, но в 2013 году он приобрел устойчивые очертания. Есть тенденция к тому, что он продолжится и в 2014 году. С развитием дорожно-транспортной инфраструктуры, спрос московских компаний на крупные подмосковные офисные центры будет усиливаться.

По мнению аналитиков УК Clever Estate, создание федеральных трасс в Подмосковье – это единственный ключевой импульс, который дает развитие этому типу коммерческой недвижимости. В то время, как строительство многоквартирных жилых домов, продвижение новостроек вглубь Московской области, и как следствие, увеличение автомобильного трафика, не только не усилит, но и существенно затормозит его развитие.

6.    Офисы становятся имиджевыми
Современные застройщики стремятся сделать свои проекты концептуально интересными и архитектурно оригинальными.  По мнению Натальи Сусловой, генерального директора коммуникационного агентства «Репутация», в Москве и Петербурге можно даже выделить несколько групп, в каждой из которых будут свои причины инвестировать в красивый и удобный офис.

«Первая группа – это компании, работающие с крупными клиентами, в данном случае офис – это «лицо» компании, и самое пристальное внимание обращается на «клиентские» зоны… Например, в vip-офисе банка Siab в переговорных использованы стекла, которые могут менять степень затемнения, это позволяет создать нужную степень комфорта для каждого клиента. Для технологических компаний важно, чтобы офис соответствовал их «степени продвинутости».

Вторая группа – это компании, для которых основной ресурс – интеллект сотрудников. В первую очередь, это IT- компании, а также различные консалтинговые бизнесы. Поскольку на работе мы проводим треть своей взрослой сознательной жизни, и у многих офис – это второй дом, такие компании стремятся создать максимально комфортную для работы атмосферу. То есть их прямая цель – сделать так, чтобы сотрудник не отвлекался на «бытовые мелочи», а был максимально сосредоточен на работе. При этом, сотруднику должно быть комфортно в офисе. Примеров таких офисов достаточно много: офис «Яндекса» в БЦ «Бенуа», офис «Вконтакте» в Доме Зингера, офис Flexy Task в БЦ «Сенатор» и пр.».

Реклама

Читайте также

 «Самолет Девелопмент» начинает передавать квартиры дольщикам жилого комплекса «Внуково 2016» - Фото

«Самолет Девелопмент» начинает передавать квартиры дольщикам жилого комплекса «Внуково 2016»

Компания «Самолет Девелопмент» начинает передавать квартиры дольщикам жилого комплекса «Внуково 2016». Первый куб бетона в основание ЖК «Внуково 2016» был залит в августе 2015 года, а уже 30 декабря 2016 года Комитетом государственного строительного надзора города Москвы было выдано разрешение на ввод проекта в эксплуатацию.

На ВДНХ создадут ландшафтный парк по французскому проекту - Фото

На ВДНХ создадут ландшафтный парк по французскому проекту

На территории ВДНХ весной 2018 года откроют ландшафтный парк, концепцию которого разработал французский архитектор Мишель Пен, сообщает РИА Недвижимость со ссылкой на пресс-службу выставки.

Реклама