Несмотря на все усилия властей и надежды экспертов, московские предприниматели игнорируют коммерческие площади за МКАДом. Как бы ни дорожала недвижимость в старой Москве, как бы ни мучили столичный бизнес транспортные и инфраструктурные проблемы, годовой спрос на офисы за МКАД не превысил 1% от общего объема.


Аналитики компании Praedium рассказали Mesto.ru, что самыми популярными сренди арендаторов остаются офисы в зоне ТТК-МКАД (53%), на втором месте по спросу – офисные площади в зоне между Садовым кольцом и Третьим транспортным кольцом (36%). На офисы внутри Садового кольца приходится 10% от общего спроса.

«Тенденция к смещению офисов в границы зоны ТТК-МКАД понятна: ставки на офисы здесь ниже, по качеству проекты, реализуемые в этой зоне, не уступают офисам в центре города. Кроме того, близость к ТТК позволяет надеяться на хорошую транспортную доступность бизнес-центра. Офисы постепенно смещаются к МКАДу, но за него переезжать арендаторы не хотят: кольцевая автодорога остается границей, которую подавляющее большинство арендаторов, выбирая офис, пересечь не решается» - рассказывает Александр Ошурко, заместитель генерального директора Praedium.

Согласно исследованиям предыдущих лет,  в 2011 и 2012 по спросу на офисы также лидировала зона ТТК-МКАД (доли 35% и 46% соответственно), а в 2010 и 2009 годах, когда рынок переживал серьезное падение ставок, в лидеры вышла зона внутри СК (41% и 46% соответственно).

Как бы то ни было, спрос среди арендаторов сконцентрировался в границах города до МКАД, и дальше двигаться не спешит.

Московские офисы не собираются переезжать за МКАД по целому ряду причин: во-первых, в представлении многих столичных жителей, зона за МКАД является отдаленной и непрестижной, во-вторых, владельцев автомобилей смущает плохая транспортная доступность зоны за кольцевой автодорогой.

«Простым офисным работникам, живущим в черте города, сложно добираться от метро до офиса, а шаттл-басы есть далеко не у всех бизнес-центров. Работать за МКАД при существующем уровне транспортной доступности этой зоны и ее пока еще не очень хорошо развитой инфраструктуры удобно только тем, кто живет в ближнем Подмосковье. Также за МКАДом хорошо себя чувствуют различные производства и бизнес, который не требует встреч с клиентом в офисе. Некоторые компании готовы переводить бэк-офисы в зону МКАД-МО, однако клиентские представительства продолжат располагаться в престижных бизнес-районах города еще много лет» - отметил Александр Ошурко.

Чтобы поднять престиж офисов в зоне МКАД-МО и разгрузить трафик центра столицы уезжающих в отдаленные офисы работников, властям придется еще долго трудиться над строительством транспортных развязок вблизи МКАД и созданию инфраструктуры достойного уровня в этой зоне.
Хотя, возможно, скоро побег бизнеса за МКАД произойдет естественным образом – из-за нехватки площадей под строительство достойных офисов в центре города. Уже сейчас, согласно исследованиям, проведенным компанией Knight Frank,  бизнес-центры класса «В+» составляют более, чем половину от общего объема предложения офисных площадей класса «А» и «В», представленных на московском рынке коммерческой недвижимости.

Принято считать, что к «А»-классу относятся объекты нового строительства, а к «В»-классу – реновированные. Общий объем предложения офисных площадей класса «А» и «В» по итогам 9 месяцев 2013 года составляет 12,8 млн. кв.м.  Из них самая большая доля приходится на БЦ класса «В+» - 54%, офисы класса «В» составляют 24%, бизнес-центры класса «А» – 22%.
При этом, несмотря на довольно небольшое количество предложения, доля вакантных площадей в сегменте класса «А» составляет 11,6%, тогда как в БЦ класса «В+», на которые приходится большая часть рынка, вакантно  лишь 8% площадей.

Основная причина интереса девелоперов к развитию бизнес-центров класса «В+» считает отсутствие места для нового строительства в Москве: «Выходом для желающих реализовать проект в данном случае становится редевелопмент, позволяющий создать качественные офисы «В+»-класса, по стандартам не уступающим классу «А», - говорит Анастасия Малкова, руководитель департамента продаж инвестиционного фонда недвижимости «Stone Hedge»,   - «классовая» разница сейчас практически стерта, она заметна лишь в том, что по стандартной классификации цены на покупку или аренду площадей в классе «В+» процентов на 20 ниже, чем в «А»-классе».

Мнение эксперта подтверждают и данные исследования, которое показало, что для большинства клиентов при принятии решения в пользу бизнес-центров класса «В+» главным фактором становится оптимальное соотношение «цена-качество», представленное в данном сегменте. По мнению опрошенных консультантами участников рынка, офисные здания класса «В+», представленные сегодня на рынке коммерческой недвижимости, по уровню комфорта и безопасности часто не отличаются от офисов «А»-класса, но при этом более привлекательны по уровню арендной ставки и цены конечного предложения.

Наиболее успешными офисными центрами класса «В+» в ЮЗАО, по результатам исследования, признаны: БЦ NEO GEO (Stone Hedge), Smart Park (Sminex) и «Кругозор» (O1 Properties).

Реклама

Читайте также

На ВДНХ создадут ландшафтный парк по французскому проекту - Фото

На ВДНХ создадут ландшафтный парк по французскому проекту

На территории ВДНХ весной 2018 года откроют ландшафтный парк, концепцию которого разработал французский архитектор Мишель Пен, сообщает РИА Недвижимость со ссылкой на пресс-службу выставки.

Сравнялись ипотечные ставки на «первичку» и «вторичку» - Фото

Сравнялись ипотечные ставки на «первичку» и «вторичку»

Окончание субсидирования ипотеки практически свело на нет разницу в ставках по жилищным кредитам на первичном и вторичных рынках, сообщает РБК со ссылкой на материалы компании «Инком-Недвижимость».

Реклама