Эксперты компании RRG не предрекают столичному рынку коммерческой недвижимости больших потрясений в будущем году, как и глобального улучшения. Лучшее, на что могут рассчитывать его участники — это стабильность с нулевой или небольшой отрицательной динамикой основных рыночных индикаторов.При этом возврат к «докризисным» показателям невозможен в принципе — по крайней мере, в ближайшие годы.

Близится конец декабря — традиционное время озвучивания прогнозов и ожиданий. Хотя сегодня, я думаю, многие эксперты рынка предпочли бы не говорить ничего — мы в сложной ситуации: нет желания сеять негатив и нет возможности обещать позитив.

Однозначно лишь то, что надежды на быстрый выход России из кризиса не сбылись, и потому в 2016 году рынок коммерческой недвижимости останется под воздействием отрицательных внешних факторов, что, естественно, никак не будет способствовать его активному развитию. И даже после того как стране удастся развернуть экономику вспять, реабилитация всех ее отраслей, налаживание новых деловых связей, возрождение бизнеса займет не год и не два.

Эксперты RRG выделяют пять ключевых тенденций, которые будут характерны для рынка коммерческой недвижимости Москвы в 2016 году:

Тенденция 1 — Продолжающееся снижение инвестиционной активности

Усугубление проблем в экономике страны и сложные внешнеполитические отношения приведут к дальнейшему падению уровня активности инвесторов — и особенно иностранных — на рынке. Преобладающей категорией инвесторов станут «охотники», скупающие активы по существенно сниженным ценам, вынужденно выставленные на продажу.

Тенденция 2 — Падение ставок аренды и цен продажи объектов

Снижение деловой активности будет «продавливать» спрос на коммерческую недвижимость во всех сегментах рынка, на фоне чего ставки аренды, как и цены продажи объектов, вероятнее всего, продолжат демонстрировать отрицательную динамику.

Тенденция 3 — Окончательный переход на рублевое ценообразование

В 2016 году полностью завершится процесс перехода на рублевое ценообразование, прогнозируют в RRG. Данная тенденция выглядит, скорее, положительно: логично, что в стране с рублевой экономикой стоимость аренды и продажи коммерческой недвижимости исчисляется в национальной валюте. Сейчас по факту почти все уже перешли на рубль, а в следующем году канут в Лету и номинальные долларовые ставки, и привычка указывать долларовую стоимость объектов в СМИ. Придется писать больше нулей.

Тенденция 4 — Перепрофилирование и реконцепция объектов

Перепрофилирование затронет, преимущественно, сегмент офисной недвижимости, так как в нем наблюдается явный профицит. А в торговом сегменте продолжить набирать популярность реконцепции объектов.

Тенденция 5 — Развитие «защищенных» форматов торговой, офисной и складской недвижимости

При любом шторме есть рыбы, которые не только выплывают, но даже быстрее оказываются там, где хотели бы оказаться. В сложившейся ситуации наши «рыбы» — это магазины в формате «дисконт» и fix-price, районные торговые центры с удачным месторасположением, недорогие рестораны, фудкорты… С офисами сложнее, хотя и в этом сегменте оказаться «на коне», к примеру, могут бизнес-центры класса В+, соблюдающие адекватную ценовую политику. Что касается складов — пустовать не будут комплексы built-to-suit, а также предлагающие помещения в более мелкой, чем принято, «нарезке». На самом деле, еще в 2014 году операторы крупных объектов стали переформатировать их с тем, чтобы не остаться без арендаторов. И эта тенденция также продолжится и усилится.

Реклама

Читайте также

Новые Ватутинки: 2/3 покупателей отказались от ипотеки в 1 кв. 2017 года - Фото

Новые Ватутинки: 2/3 покупателей отказались от ипотеки в 1 кв. 2017 года

«Инвесттраст» – девелопер района Новые Ватутинки (Новая Москва) – подвел итоги работы 1 кв. 2017 года. Средняя стоимость квадратного метра увеличилась на 0,7%. При этом доля ипотечных сделок снизилась на 14%, составив рекордно низкие 34% в общей структуре заключенных договоров. Партнер по реализации жилого комплекса – компания «Метриум Групп».

Город против загорода в ценовой категории - Фото

Город против загорода в ценовой категории

Покупатели, желающие улучшитькачество жизни, стремятся к повышению классности своей недвижимости, но не всегда– к смене локации.Все чаще они рассматривают городское жилье и конкурентные загородные форматы, близкие по расположению к их родному округу.

Реклама