Мне хочется предложить нашему вдумчивому читателю порассуждать со мной не о самом кризисе, и не о причинах его происхождения. Мне безумно интересно поведение сильных игроков рынка недвижимости, которые вышли из кризиса победителями. Почему они сумели победить? Ответ не «на», а НАД поверхностью. Они вели себя правильно. Мыслили верными категориями. И гребли в нужном направлении. А кто не грёб, того уже нет. Вспомните, сколько игроков на рынке недвижимости было, например, в 2007 году?

Память услужливо вытолкнула на поверхность цитаты, которыми я сам пользовался не так давно, в 2008-2009-м годах. Это было необходимо, потому что в то время вокруг были слышны лишь завывания и бесконечные «страшилки» про конец света. Вот несколько из них:
-«Кризис - время для умных»;
-«Кризис - лучшее время для роста»;
-«Кризис - это всегда момент истины».

ДА! Это так! 20-летняя практика успешной риэлторской деятельности доказывает правильность именно этих афоризмов, и именно такого оптимистичного подхода. Только в том случае, когда ты сам понимаешь, что это так и есть, у тебя есть реальный шанс использовать сложившуюся ситуацию во благо. Самый «убийственный» аргумент прост, как стакан воды: наш оптимизм и умение оценивать любые факты и явления как повод для роста и развития неизменно приводили (и приводят) наше агентство к этом самому росту и развитию. Причём, не только до, но также во время и после всех экономических кризисов. А нытики и паникёры остались на обочине истории. Их нет на рынке. Про них все забыли. И поделом. Не нужно было паниковать!

Попался в газете анекдот:
Два менеджера сидят без работы в офисе и безнадежным тоном беседуют:
- Уже две недели не было клиентов... Ужас! Что же делать?
- Может, вывеску поменять?
- А что там у нас написано?
-«Закрыто»...

Анекдот как анекдот. Скорее, он не смешной, но поучительный. Привычка паниковать по любому поводу, или без оного, готовность быстро понять, поверить и принять любую негативную информацию, нежелание научиться реально оценивать ситуацию, неумение (или нежелание) принимать принципиальные или сложные решения. Это только начало списка наших внутренних сложностей, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Мы очень часто сами, вольно или не вольно, заражаем своим пессимизмом окружающих. И, кстати, умеем быстро от них заражаться этой очень опасной болезнью.
Конечно же, самое простое - предаться унынию под влиянием т. наз. «внешних обстоятельств». Но недаром давным-давно сказал один мудрец: «Грех предаваться унынию, когда есть другие грехи». В этом остроумном высказывании речь, как мне кажется, идёт не столько об «иных» грехах, сколько о том, что уныние и впрямь наносит нам непоправимую душевную рану. Последствия такого рода настроений бывают удивительно тяжкими для нашего душевного и физического здоровья, а также и для финансового благополучия нас самих, и нашей семьи.

Мне очень близко значение слова «кризис» в китайском языке. 危机 (Вэй-Цзы). Не буду надувать щёки, и изображать из себя знатока китайской словесности. Просто-напросто это, пожалуй, одно из самых известных китайских слов. Слово «кризис» в китайском языке состоит из двух иероглифов - «опасность» и «возможность».

Очень интересно, что есть несколько других значений этих иероглифов.
Первый иероглиф 危 (Вэй) действительно выглядит не очень оптимистично: «опасность», «наклон», «находиться при смерти», «прямой», «честный».
Второй иероглиф 机 (Цзы) имеет более широкое значение: «момент, переломный момент, сущность бытия»; «начало, предвестье, принцип»; «удобный случай, подходящий момент»; «удобный случай, подходящий момент»; «тайна, секрет»; «скорость, гибкость, хитрость, находчивость».
Ради чего я всё это пишу? Мне кажется, что подумать об этих вещах всегда полезно. Нужно быть в тонусе. Не бояться задавать вопросы самому себе. Даже когда кризиса в привычном понимании нет, и всё, вроде бы, идёт неплохо, нельзя забывать о том, что идти к своим целям нужно только осмысленно. Если кризиса на самом деле нет, иногда полезно создать для себя его «фантом», чтобы смоделировать в своей голове разные ситуации, рассеять туман, чтобы высветить проблематику, чтобы определить для самого себя ответы на многие вопросы.

Наверняка многие ждут от меня конкретики, - так что же всё-таки с кризисом-то? Что будет с рынком недвижимости, отложить ли жилищные вопросы до лучших времён? Может быть, торопиться, пока жилье не подорожало, или подождать, - а вдруг подешевеет? Готовятся ли агентства, ужесточают условия для клиентов?

Ответ прост - «не так страшен чёрт, как его малюют». Да, мировая экономика, и европейская в частности, не так стабильна, как хотелось бы. Но - и не так уж всё плохо, как пытаются внушить населению посредством СМИ некие заинтересованные в панике лица.
По крайней мере, наше агентство работает в привычном режиме. Клиентов хватает, сделки проходят успешно, и на то, чтобы забивать себе голову несуществующими проблемами, попросту нет времени. Более того, пока кто-то «потуже сжимает пояса», мы открыли новый офис и расширяем штат сотрудников.

Мой прогноз вряд ли будет оригинальным, любой эксперт рынка жилья, имеющий за плечами как многолетний опыт успешной работы, так и несколько пережитых кризисов, скажет то же самое. Если на рынке жилья колебания всё же будут, то - незначительные. Возможно, будут трудности у некоторых застройщиков, да и то - у тех, кто изначально не учитывает в проектах потенциальные риски и не имеет иных вариантов, как приостанавливать строительство либо свои финансовые проблемы взваливать на плечи дольщиков. Риэлторские компании (подразумевается - сильные компании) не пострадают, равно как и их клиенты. Недвижимость не подешевеет, а вот дорожать будет, - потому что дорожает она постоянно, независимо от внешних факторов. Так что, - не откладывайте, решайте свои вопросы, не слушайте скептиков. Успешный человек любую ситуацию использует в своих интересах.
В конце концов, на дворе - осень, самое активное время на рынке недвижимости.

Реклама

Читайте также

Реклама