По данным компании «Миэль-Коммерческая недвижимость», на сегодня порядка 5% в структуре спроса на офисные помещения приходится на арендаторов, представляющих компании так называемой «креативной индустрии». В общем виде под понятие креативная индустрия попадают следующие сферы деятельности: кино- и видео производство, музыка и продюсирование музыкальных проектов, галерейный и выставочный бизнес, создание компьютерного софта, архитектурные и дизайнерские бюро, реклама, маркетинговые коммуникации, fashion-индустрия, туризм и др.

По некоторым оценкам последние годы доля креативного класса в структуре занятости постоянно растет, в Москве почти каждый третий работающий - представитель творческой профессии. В абсолютном значении эта цифра приближается к 2 млн человек.

«Применительно к рынку офисной недвижимости, этот арендатор формирует совершенно новые требования к организации рабочего пространства, планировкам зданий, однородности бизнес-окружения, расходам по статье арендные платежи и прочее. В то же время объем более-менее адекватного предложения составляет 3-4% в общей совокупности офисного сегмента», - говорит Елена Мишина, директор по развитию «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость».

Место работы должно соответствовать стилю жизни, который ведут эти люди. Предполагать свободу и скорость перемещения человека и информации. А потому, предъявляют высокие требования к технологичности офиса. Важен визуальный облик здания и его внутренних зон. Наличие публичных мест разного типа: общие переговорные зоны, кафе, арт-резиденции.

Все это требует определенной гибкости в политике собственника БЦ, в частности, он должен быть готов предоставить арендаторам свободный график работы, в том числе и в ночное время, возможность создания независимых рабочих мест, возможность трансформировать пространство под решение определенных задач творческого коллектива. Часто творческие объединения создаются под конкретный проект, имеющий временные ограничения, а потому собственники помещений должны предлагать более короткие сроки договоров аренды.
Брокерская практика позволяет констатировать, что сложившийся уровень арендных ставок в Москве для представителей креативного класса оказывается неподъемным. Действительно, если даже не касаться премиальных БЦ, средние, базовые ставки (не включая НДС и операционные расходы) на офисы класса «В» внутри Садового кольца находятся на уровне $600-650 за кв.м./год, за его пределами - $400 - 500 за кв.м./год. Род деятельности творческих коллективов зачастую предполагает наличие шоу-румов, салонов-продаж с окнами-витринами, т.е. своеобразный микс офисной и торговой недвижимости, а потому арендные ставки могут быть еще выше, приближаясь к торговому сегменту.

 

Реклама

Читайте также

Очередное повышение цен в районе Новые Ватутинки - Фото

Очередное повышение цен в районе Новые Ватутинки

ООО «Инвесттраст» – девелопер района Новые Ватутинки – сообщает о плановом повышении цен в период с 10 по 13 декабря на новые улучшенные корпуса №№ 10/1 и 10/2. Стоимость квадратного метра вырастет в среднем на 1%. Сегодня бюджет покупки начинается от 2,9 млн рублей.

Реклама