Успех Convenience Store в России: эволюция магазинов «у дома»

Принято считать, что американское «convenience store» и русское «магазин у дома» – понятия синонимичные. Однако, как показывает практика, у российских «магазинов у дома», при всей схожести, индивидуальное лицо и свой путь.

По сути, этому формату торговли в нашей стране всего 10 лет, и у него – большие перспективы. Это подтверждается ходом развития самого рынка ритейла, а именно – наметившимся в последние годы поворотом от массовых продаж «всего и всем» к индивидуальному подходу к потребностям покупателя.
 

м. Перово, 2-ая Владимирская улица, д. 34 (в прямой видимости от метро). Предложение готового арендного бизнеса от Realty4sale

 

Две модели «convenience store» – американская и европейская

 

В американской модели «convenience store» предлагаются не только товары, но фаст-фуд и услуги. Европейская модель чаще всего ориентирована на продажу продуктов. Российские «магазины у дома» сегодня ближе к европейским – в них также делается упор на продукты питания. Они не конкурируют с гипермаркетами, но при этом способны «отбить» клиентов у крупных магазинов. За счёт чего?

Во-первых, местоположение. Такие магазины «приходят» туда, где ежедневно курсирует потоки людей, в микрорайонах или на пересечении больших транспортных артерий.

Во-вторых, товары повседневного спроса. Ассортимент может быть не слишком широким, но продукты свежие, зачастую – напрямую от производителей.
В-третьих, клиентоориентированность. Не очень широкий ассортимент должен компенсироваться высоким качеством обслуживания. В идеале – продавцы помнят покупателей в лицо, принимают заказы. И покупатель отвечает на это лояльностью – приходит в магазин 3 – 5 раз в неделю.

Ленинский проспект, д. 37а (готовый арендный бизнес у метро «Ленинский проспект» в крупном жилом массиве). Предложение от Realty4Sale

 

Рост числа «магазинов у дома». Статистика

 

О том, что «соседский» принцип работы с клиентами себя оправдывает, свидетельствуют цифры. За последнее десятилетие количество «магазинов у дома» в Москве выросло в десять раз. Если в 2005 году, по подсчетам компании Knight Frank, их было всего 100, то в конце I квартала 2015 года это число подошло к тысяче. На формат «у дома» обратили внимание как западные, так и российские торговые сети.

В регионах ситуация схожая: еще с 2008 года отмечается рост покупательского интереса к «магазинам у дома». За 2009 год по России было открыто более тысячи таких магазинов, в основном сетевых – «Магнит», «Дикси», Пятерочка», «Копейка».

 

Как выбрать помещение под «магазин у дома»

 

Известные игроки рынка делают ставку на помещения площадью 100 – 500 кв. м, расположенные в спальных районах, однако можно разместить небольшой магазин и на 50 кв. м. В первую очередь, важно подобрать подходящее помещение.

По ряду оценок, в середине 2000-х годов в Москве было порядка 4 тысяч помещений, подходящих для «магазинов у дома». Сегодня найти подходящее помещение будет проще, если воспользоваться услугами сайтов, специализирующихся на продаже и аренде торговой недвижимости. При выборе следует ориентироваться на те, которые по площади не превышают 500 кв. м и расположены в местах активного трафика или в спальных районах. На сайте Realty4Sale предлагаются несколько десятков подходящих помещений. Цена аренды зависит от района, пешеходного трафика и площади. Так, помещение на Грузинском валу площадью 248 кв. м, в 10 метрах от метро Белорусская, можно арендовать за 1 500 000 рублей в месяц. С учетом высокого потока – более 5000 человек в час, подобные ежемесячные расходы окупаются быстро. Помещение на ул. Спиридоновка, д.12 рядом с Патриаршими прудами в районе метро «Пушкинская», расположенное на первом этаже жилого дома, предлагается за 600 тысяч рублей в месяц.
 

Ул. Спиридоновка, 12. (10 минут до метро «Пушкинская»)

Наиболее дорогие помещения – на Тверской, в шаговой доступности от Кремля и Красной площади. Однако многочисленные туристы, всегда готовые сделать импульсивную покупку, обещают расположенному здесь магазину очень высокую посещаемость и, соответственно, хороший оборот.
 

Ул. Тверская, 4 (торговое помещение в 100 м от метро «Охотный ряд»)

По мере удаления от центра стоимость аренды снижается. Небольшое торговое помещение в Митино на улице Дубравная можно снять за 180  тысяч, в Братеево у метро Алма-Атинская – за 140 тысяч, на улице Енисейская у метро Бабушкинская – за 250  тысяч. Во всех этих случаях положительную роль сыграет плотная жилая застройка, и если грамотно подобрать ассортимент, в магазин с удовольствием будут ходить жители ближайших домов.
Маленькие помещения (площадь которых не превышает 50 кв. м) лучше всего использовать под магазины с узкой специализацией – сыры, мясо, хлеб, чай, кофе. Четыре таких торговых помещения в Богословском переулке в престижном районе Патриарших прудов (5 минут от метро «Тверская») предлагаются арендаторам за  200 – 300 тысяч в месяц, а торговое помещение в этом же районе в Малом Козихинском переулке (примерно 7 минут от метро) – за 420 тысяч.

Данные опросов говорят: покупатель предпочтет ближайший к дому магазин, если до другого идти более 10 минут. Так что «магазин у дома» сулит неплохую прибыль. Обратимся снова к цифрам. В Москве в 2013-м году было открыто более 600 продовольственных магазинов, 50% из них – «магазины у дома», не превышающие по площади 200 кв. м. Причем к сетевым относилось около 200 новых точек. Сегодня рынок ритейла доступен для новых игроков, а формат «у дома» в ближайшие годы будет интенсивно развиваться.

 

 По материалам компании Realty4Sale

 

Реклама

Читайте также

Реклама